Мастер класс: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий»
В рамках проекта 500+ учитель начальных классов Зубарева Юлия Васильевна провела мастер класс: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию коммуникативных универсальных учебных действий
Девиз моего мастер-класса: «Учить общению общаясь». Диалог, игра, живое общение, языковая коммуникация, - фундамент работы.
Чтобы определиться и проиллюстрировать цель нашего мероприятия и ожиданий от мастер-класса, я предлагаю Вам выполнить коммуникативное упражнение «Дерево цели».
На доске изображено дерево цели. Это символическая шкала ваших достижений. Задайте каждый себе вопрос, что я знаю о приемах и методах развития коммуникативной компетенции учащихся.
Корни – это точка отсчета, т. е минимальное представление о развитии коммуникативных умений, а крона – максимальный уровень знаний приемов и методов и правильное их применение на своих уроках. Я предлагаю Вам взять листочек от дерева, что лежит у вас на столе, написать свое имя и прикрепить на изображение дерева в том месте, где Вы по собственному мнению, находитесь на этой шкале. Позже вернемся к нашему дереву, сравним изменения.
Хочу поделится с вами приемами, которые я использую в своей работе.
Приём коллективного диалога
На конкретном примере продемонстрировала Вам, метод который называется «подводящий к теме диалог» Он представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока, нового знания. Все звенья подведения к теме опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. В результате учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.
Приём ассоциативного ряда
Именно этот прием помогает научиться логически мыслить, решать проблемы, взвешивать различные мнения, принимать продуманные решения, общаться с другими людьми.
Приём «Пчелиный улей» считаю, что прием хорош для усвоения отдельных материалов урока, закрепления темы урока. Именно технология группового обучения направлена максимально на развитие коммуникативных свойств личности: у учащихся появляются навыки общения, риторическая грамотность, возрастает самоуважение.
Следующий прием «Деловое интервью»
Выполняя задание, дети на уроках активизируют свой словарный запас, развивает уважение к собеседнику, умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказаться по теме.
Рефлексия: Уважаемые коллеги, какую компетенцию, по Вашему наблюдению, формировали во время проведения мастер – класса.
Вернемся к дереву цели. Задайте себе тот же вопрос, что я знаю теперь о приемах и методах развития коммуникативной компетенции учащихся.
Сейчас прикрепите на изображение дерева свой листок в том месте, где Вы по собственному мнению находитесь. Вижу, что мастер-класс для вас оказался полезным. Давайте учится общению общаясь.